ЕВСТАФИЙ АПСИЛЬСКИЙ
Том XVII , С. 310-311
опубликовано: 1 апреля 2013г.

ЕВСТАФИЙ АПСИЛЬСКИЙ

Содержание

Мч. Евстафий Апсильский. Икона. Иконописец инок Георгий. XXI в.Мч. Евстафий Апсильский. Икона. Иконописец инок Георгий. XXI в.(† ок. 740), мч. (пам. 20 сент.). По греч., сир. и лат. источникам известен как Евстафий (Евтихий), мч. Харранский (пам. зап. 14 марта). Согласно «Хронографии» прп. Феофана Исповедника (нач. IX в.), Е. А. (в источнике - Евстафий), сын патрикия Мариана, был захвачен в плен арабами при взятии ими крепости Сидирон (Сидирун, букв.- Железная, в районе совр. Цебельды) во время их вторжения в горную Апсилию и Мисиминию (на юго-востоке совр. Абхазии) под командованием Сулеймана, сына халифа Хишама (724-743). Этот поход летописец датирует 6230 (738) г. и считает, что арабы выступили против «Романии» (т. е. Византии), поскольку в то время эти земли входили в сферу визант. политического влияния. Согласно др. сообщению прп. Феофана (Theoph. Chron. Т. 1. P. 393-394), в ходе экспедиции, состоявшейся между 706 и 711 гг. (Чичуров. 1980. С. 141), при взятии упомянутой крепости византийцами у арабов буд. имп. Льву III помог некий Марин, «первый из апсилов». Возможно, речь идет об отце Е. А., к-рый в таком случае был правителем Апсилии и за оказанную помощь получил от императора титул патрикия. Высказывалось предположение о тождестве отца Е. А. с патрикием Марином, упоминаемым в некоторых рукописях «Эклоги» императоров Льва III и Константина V (Васильевский В. Г. Законодательство иконоборцев // Он же. Труды. Л., 1930. Т. 4. С. 166-167). В 6232 (740) г., согласно «Хронографии», Е. А. в числе мн. христиан принял мученическую кончину за отказ принять ислам по приказу халифа Хишама в г. Харран (Месопотамия). Как следует из сообщения прп. Феофана, у мощей Е. А., хранившихся в этом городе, совершались многочисленные исцеления.

Сообщение о Е. А. также содержится в «Хронике» яковитского патриарха Михаила Сирийца. Автор трактует указ халифа Хишама как повеление казнить всех находившихся в плену византийцев в ответ на ложное известие о том, что имп. Лев III убил всех араб. пленных, и поэтому ставит под сомнение мученический характер смерти Е. А. и пострадавших вместе с ним (Michel le Syrien. 1901. IX 21). Сообщение Михаила Сирийца повторяет под 740 г. автор анонимной сир. хроники 1234 г.

Кард. Цезарь Бароний включил Е. А. «с дружиной» в Римский Мартиролог на основании сообщения прп. Феофана, почерпнутого им из лат. перевода Анастасия Библиотекаря (IX в.; Theoph. Chron. T. 2. P. 268), где Е. А. фигурирует как Евтихий, а казнившим его халифом ошибочно назван аль-Валид II, преемник Хишама (в Мартирологе искаженная форма - Евелид). Наименование патрикия отнесено Баронием к самому Е. А.

Е. А.- один из наиболее почитаемых святых на территории совр. Абхазии, ее защитник и небесный покровитель. Его память совершают 20 сент., в день памяти его патрона, вмч. Евстафия Плакиды (I в.). Существует предание, что Е. А. воздвиг в Цебельде храм во имя вмч. Евстафия и благодаря ему абхазы стали почитать этого святого: в абх. фольклоре сохранился пересказ визант. текста «Мученичества святого Евстафия Плакиды и его кровных» (Абх. сказки и легенды. 1994. С. 197-200).

В 2004 г. ректором Новоафонского ДУ иером. Дорофеем (Дбаром) было составлено жизнеописание Е. А., а абх. худож. Б. Джопуа создал изображение святого, на основе к-рого иноком Георгием из Сухуми была написана икона мученика (изд. с текстом жизнеописания на обороте. 2005. Нов. Афон). В 2007 г. в Очамчире был воздвигнут храм во имя Е. А.

Иконография

Е. А. изображается в виде воина: он облачен в хитон, доспехи, гиматий, ноговицы. Золотые, украшенные драгоценными камнями подол, поручи и шапка с меховой опушкой (на левом плече Е. А.) указывают на знатное происхождение святого. На груди Е. А.- золотой, также украшенный драгоценными камнями плат с изображением головы оленя, между ветвями рогов к-рого написан лик Иисуса Христа,- образ, заимствованный из Жития вмч. Евстафия Плакиды (Салтыков А., прот. 1996. Вып. 1. С. 5-19). В левой руке Е. А. держит меч, в правой - крест и 2-конечную стрелу, символизирующую справедливость и возмездие. Абхазы помещали раздвоенные стрелы на иконах (или возле) мучеников-воинов, гл. обр. вмч. Георгия. Считалось, что в случае невыполнения обета или нарушения клятвы, данных перед иконами этих святых, стрелы преследуют человека, вонзаясь в деревья или деревянные предметы,- т. о. св. воины «напоминают» о данных обетах (см. также ст. Георгий, вмч., разд. «Почитание в Грузии»).

Ист.: Michel le Syrien. Chronique / Éd. J.-B. Chabot. P., 1901. Brux., 1963r. T. 2. P. 501; Chronicon Anonymi ad annum Christi 1234 pertinens / Interpr. I.-B. Chabot. Lovanii, 1937, 1965r. P. 244. (CSCO; 109. Syr.; 57); MartRom. P. 96-97; Чичуров И. С. Визант. ист. сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М., 1980. С. 139 (коммент.).
Лит.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 355-356; Уварова П. С. Христ. памятники Кавказа. М., 1894. (МАК; 4); Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 652; Janin R. Eutychius (2) // DHGE. Т. 16. Col. 92; Sauget J.-M. Euthichio (Eustazio) e compagni // BiblSS. Vol. 5. Col. 322; PMBZ, N 1751; Воронов Ю. Н., Бгажба О. Х. Главная крепость Апсилии. Сухуми, 1986; Абхазские сказки и легенды / Сост.: И. И. Хварцкия. М., 1994; Воронов Ю. Н. Распространение христианства в Абхазии. 1995. Ркп. С. 14 // Личн. архив Д. К. Чачхалия; Салтыков А., прот. «Видение св. Евстафия Плакиды»: (Рельефная икона из Цебельды) // ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 5-19; Чачхалиа Д. К. Абхазская Правосл. Церковь: Хроника: Приб. М., 1997. С. 49-50; Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в 1-м тыс. Новый Афон, 2005. С. 21-23, 174-177, 221.
Иером. Дорофей (Дбар), С. А. Моисеева
Рубрики
Ключевые слова
См.также